[Список альбомов]

Пушкин Мой

Содержание
  1. Коротенько об авторах
  2. Увертюра
  3. Детство
  4. Лицеи
  5. Университеты
  6. Смерть Грибоедова
  7. Изгнание
  8. Пушкинские горки
  9. Казнь декабристов
  10. Болдина осень
  11. Пушкин и Мицкевич
  12. Апассионата
  13. Прогулки с Терцем
  14. Пушкин и Гоголь
  15. Предчувствие
  16. Наташа Г.
  17. Глагол
  18. Interludia
  19. Дантес
  20. Речка Черная
  21. Занавес
  22. Предисловие И.Д.Квасова
  23. Копирайты и прочая техническая информация

Об авторах

Арбенин Константин Юрьевич (р. 1968) поэт и драматург. Родился и возмужал в городе Ленинграде, в настоящее время живет и работает в Санкт-Петербурге. По окончании в 1996 году средней школы в 1995-ом начал работу в группе "3имовье 3верей" в качестве автора песен и вокалиста. С 1997 года - член Союза Опечатников. Автор поэтических сборников "Транзитная пуля" (тексты песен, 1997), и "Датская рулетка" (стихи и рисунки, 1999), пьес "Страницы Существования" и "Стекольщик", сценария "Король жил в подвале". В музыкальном спектакле "Свинопас" ("Зимовье Зверей", 1998) соединились разные ипостаси его творчества - поэтическая, драматическая и музыкальная. Над поэмой "Пушкин Мой" К.Арбенин трудился в течение нескольких лет, после чего стал считать ее одним из лучших своих произведений. В настоящее время автор испытывает свои силы в прозе - работает над лирическим трактатом "Литература умерла" и романом в тезисах "Дон Гуан как зеркало мировой революции".

Голубенцев Игорь Анатольевич (р. 19б8) - современный русский художник и литератор. Будучи уроженцем Ленинграда, он до сих пор живет и творит в городе Санкт-Петербурге. Окончил Медицинский педиатрический институт по специальности врач-инфекционист. Живописные и графические работы доктора Голубенцева, неоднократно выставляясь в залах родного города, приобрели некоторую известность за рубежом. В своих книгах "Благоприятные приметы для охоты на какомицли" (1995) и "Налево от Луны" (1996) выступил не только как художник, но и как оригинальный писатель. По мотивам этих произведений создал страничку в Интернете (www.art.spb.ru/kakomitsli/). Оформил альбом "Число Человека" группы "Зимовье Зверей" (1996). Собственная литературная деятельность не мешает И.Голубенцеву плодотворно заниматься книжной и журнальной иллюстрацией. Сейчас художник работает над новой книгой и одновременно пишет комментарии к старым.

Предлагаемое Вашему вниманию издание - плод совместного творчества выдающихся современников, которых объединяет не только личная дружба, но и давняя любовь к Александру Сергеевичу Пушкину.

Я памятник себе.
И долго буду тем.

Увертюра

Пушкин всякий. Пушкин разный.
Пушкин с веником и нимбом.
С топором и пистолетом.
С бакенбардами и лысый.
При регалиях и без...
Только разве ж это Пушкин?!
Это ж так - игра природы,
Видимость изображенья.
Сам ты Пушкин -
Вот в чем соль!

Детство

Мальчика звали Пушкин.
Был он кудряв и черен -
Правнук прямой Ганнибалов.
Ну а в душе - поэт.
Мамы его любили.
Папы его обожали.
Няньки ему умилялись.
Дядьки же так рассуждали:
"Махонький гад, да шустрый!
Знать, далеко пойдет'.

Лицеи

В Лицее Пушкина не ждали -
На что им нужен был поэт
С таким нечистокровным рылом
В своем прославленном лице!
Но он туда тайком пробрался
И притаился в сени муз-
То был Союз, И город Пушкин
(По мужу - Царское Село).
Его заметил там Державин
И походя благословил.
Потом другие набежали:
Примазались, опохмелились -
И приняли к себе в Лицей.
И стали лучшими друзьями -
Поэты Пушкинского Круга!
А он простил им, он же видел:
Хоть Царское, да все ж Село!

Университеты

На беспечных балах,
За бокалом вина
И под взглядами Анны Керн,
В декабристских кружках
И в охотном ряду,
И в объятиях Анны Керн,
На виду у толпы,
Под цензурным ярмом
И в покоях у Анны Керн -
Не стригал он ногтей:
Он цеплялся за жизнь
И за Анну Петровну Керн.

Смерть Грибоедова

Серьезный Пушкин.
Усталый Глинка.
А между ними -
Вазир-Мухтар.
Кавказский вечер.
Луна-лезгинка.
И трель романса -
Последний дар...
Не пой, красавец,
Не надо песен,
Не надо писем -
Вернись живой...
Вазир бьы первый,
Кого венчали
С печальной музой -
Всегда вдовой.

Изгнание

В Михайловском,
В Михайловском
Стоят погоды дивные!
Мужицкий дух некрасовский
Смердит, как самогон.
Жандармы ходят парами,
Из окон слышно разное,
Вдали Тынянов с Лотманом
На лодочке гребут.
Студенты разночинные
Листают книжки вредные.
Природа пахнет яблочно
И барышни в цвету...
А Пушкин -
Красно Солнышко
Над главами "Онегина"
Томится, всеми проклятый,
И смотрится в окошечко,
И падает душой.
И хочется родимому
Попить винца с девицами,
И хочется кудрявому
Проехаться в двуколочке -
И очень-очень хочется,
Ну просто жутко хочется,
Ну просто очень хочется! -
И можно б, да нельзя!

Пушкинские горки

Что за прелесть эта няня!
Дайте, что ли, кружку ей!
Пусть нам сказки почитает
Или песенку споет!
А потом мы сядем в сани
И поедем в Заповедник -
Постреляем графоманов
Родионовне на шапку!
Гейченко уху нам сварит,
А с Довлатовым мы выпьем, -
Я скажу ему: "Я Пушкин.
Я, конечно, мало прожил,
Но зато я, друг Довлатов,
Трех царей со свету сжил!"

Казнь декабристов

И я бы мог...
И я бы точно мог...
Но как-то вот...
А впрочем...
Ай да Пушкин!

Болдина осень

Для покоя нужно немного:
Взять с собой Баратынского Женю
И отправиться на рыбалочку -
Медитировать на сентябрь.
И поспорить в тени желтеющей,
Кто из двух рыбаков гениальнее?
И сойтись в обоюдном мнении,
Что, конечно, Пушкин весомее,
А у Жени реже клюет...
А потом, после сна и полдника,
Отгоняя мысли печальные,
Все позировать Аникушину -
Для потомков ему позировать
И о будущем сожалеть.

Пушкин и Мицкевич

Пушкин был невыездной,
А Мицкевич - выездной.
Приезжал в Москву Мицкевич
Кажный божий выходной.
Пушкин брал его под ручку,
Вел, как брата, до пивной,
И читал стишки дорогой,
И знакомил со страной,
Со столицей и с женой.
Пан Адам и мистер Пушкин
Ели раков, пили мед,
Пели польки и частушки,
Пили раков, ели мед...
И друг друга уважали...
Увважжжжали... вот...
Но Мицкевич уезжал -
Пушкин оставался.
Каждый искренно скучал,
По чуть-чуть кривлялся.

Апассионата

Когда садился за рояль Тургенев,
Когда Толстой настраивал шарманку,
Когда Тарас Шевченко дергал гусли
И хором подпевали все вокруг,
Тогда садился Пушкин мимо кресла,
Раскидывал ручонки коромыслом,
Закатывался солнышком под койку,
Распьяные глаза швырял на небо
И слушал эту Апассионату
Не-ру-ко-твор-ну-ю!!!
И отдавался бешено нирване,
Как всякая болящая, живая,
Гвоздями не добитая душонка -
Пропитая, пролитая на скатерть,
По простыням размазанная всуе,
Занюханная ватными ноздрями,
Изрезанная кухонным пинцетом
В бурлачьи лямки - верная душа,
Что до сих пор хранит на самом донце
Какого-то собачьего поэта,
Расхристанного в стельку разгильдяя,
Что слушает, храпя, Пассионату -
На том конце тончайших проводков.

Прогулки с Терцем

Окуджаве с Пушкиным нельзя.
Можно лишь Синявскому да Терцу.
Чу! Ливреи отворяют дверцу -
И на ветер, бантами скользя,
На стези своя выходит Пушкин!
Славный малый! Душечка! Пацан!
Он выходит на прогулку сам,
А Синявский с Терцем ждут поодаль...
И идут все трое в ресторан,
Принимают внутрь водку с перцем
И гуляют с нею по дворам.
И двоятся, вишь, Синявский с Терцем.
И пока поэт не слишком пьян,
Спровоцируй гения на честность:
"Кто ж приносит нам небезызвестность?" -
"Публика - Царица Обезьян."

Пушкин и Гоголь

А Гоголь требовал сюжетов, -
А Пушкин должен был ему,
Но он над Гоголем смеялся
И нес ему какой-то бред.
А Гоголь говорил приватно:
"Над кем смеетесь, милый Пушкин!"
Потом поил его мадерой
И думал, кутаясь в шинель:
"Арапская душа! Потемки!
За что же, чорт, его люблю?"

Предчувствие

Зима. Цензура отдыхает.
Литература горько пьет.
Момент такой, что грех не выпить.
Моменту море до колен.
Балы пустеют. Передышка.
Одышка. Колики. Гастрит.
Гостиные скучают по повесам.
Прутков - и тот, собака, не острит.
Такая гладь, что скучно даже бесам.
То стиль,
То штиль,
А середин не зрим...
Писакам в эта дни не до бумаг.
Не до морали дамам в эти ночи.
Какие ночи, Бог меня в ребро!
У Бомарше часы упали в пиво.
У Фаберже кукукнулось яйцо.
Отцы отдали город под проценты
И цокают губами, как скоты...
Февраль. Но видно по приметам,
Что приближается гроза-
Смертельно раненым поэтам
Положено смотреть в глаза!

Наташа Г.

Жили-были Наташа и Пушкин.
И любили друг друга нежно.
Много было у них детишек -
И хороших, и просто разных,
Черномазых и бледнолицых,
На французский манер и на свой.
И была Гончаровой Наташа,
И была она Пушкину другом,
А порою - подругою верной,
Но не вынесла...

Глагол

Друзья - они всегда дружней
Друг с другом, чем с тобой.
И женщины всегда нежней
С другими, чем с тобой.
И случай потакает тем,
Кто не чета тебе.
И жизнь - она всегда длинней
У тех, кто не с тобой.

А у тебя - одни долги,
Они всегда с тобой.
И подкидные дураки
Командуют тобой.
И неуверенность в себе
Преследует тебя.
А небо требует - смоги,
Распнись перед толпой!..

И ты берешь свой пистолет,
Свой черный-черный пистолет
Калибром в легионы лет, -
Ты говоришь "Отбой".

Но - мановение руки,
Но чей-то окрик вслед,
Но чей-то взгляд сквозь суету -
И ты опять живой!
И снова хрупкие мостки -
Ступай по ним, Поэт.
Не ной, Поэт.
Не вой, Поет.
Насвистывай и пой.

Interludia

Как атеист я в Пушкина не верю.
Мистерию с Дантесом не считаю
Правдивой, иль хотя бы достоверной.
И в авторстве приписываемых книжек
Изрядно сомневаюсь, хоть убей!
Но крошечный чернявый человечек
Завелся у меня под телогрейкой -
И где-то там во внутреннем кармане
Пищит и пишет пошлые стихи.
А вдруг то Пушкин?
Вдруг он существует?
Спасите, дармоеды-доктора!

Дантес

Дантес ходил почт что рядом.
Дантес вертелся и острил.
И дамам анекдоты Хармса
Про Пушкина распространял.
Дантес считал, что Пушкин - гений,
И он ценил его безмерно,
И хоть не пил с ним брудершафтов,
Но позволял себе слегка...
Дантес был светел.
Пушкин - черен.
А Натали молилась на ночь.
И все-то Пушкин им простил бы...
Но эти анекдоты Хармса!

Речка черная

На Черной речке, на белом снеге
Следы паденья, следы лежанья,
Следы тасканья, следы смотренья,
Следы последних передвижений
Пустого тела в пустом пространстве...
Следы цилиндра. Следы крылатки.
Следы Дантеса. Следы Данзаса.
Следы от пули. Следы от схватки.
Следы России. Следы Канзаса.
Следы подмоги. Следы печали.
Следы тревоги. Копыта, ноги...
Над Петербургом следы тоски.
У изголовья следы доски.
- Ты смерть, я Пушкин.
Мы так близки.

Занавес

Поэта нет. Поэзия бессмертна.
Рыдает Фет в углу своих ночей.
У Гоголя бессонницы припадки.
У Лермонтова приступы видений -
Он видит еженощно:
Входит Пушкин,
Садится, ставит ноги на камин
И говорит: "Люблю я эту осень!
И женщин, и поэзию люблю.
Жуковского люблю, хоть он несносен,
И Пущина, хоть он невыносим.
А пуще всех - супругу Гончарову
И собственные прозы и стихи.
Не умер я - поэзия бессмертна."
Так говорит он и тихонько тает.
А поутру воротится опять.

Санкт-Петербург, 1992-1995

P.S. Написано с ведома и при частичном одобрении Пушкина А.С.

Примечание редакции:

все грамматические и иные ошибки просьба принимать за авторскую пунктуацию и угадывать в них тайный смысл и явный умысел.

Предисловие

Когда был Пушкин маленьким,
С кудрявой головой...

Вначале мне бы хотелось высказать достаточно спорную концепцию, дабы, по известному анекдоту, сперва удивить, а потом заинтересовать. Чем более востребованное обществом явление, например, в литературе, писатель рассматривает, тем меньшим количеством первоисточников ему необходимо пользоваться. Поясню свою мысль примером. Чтобы рассуждать о романе "Униженные и оскорбленные", надо, по крайней мере; прочесть его, о "Буратино" же можно писать с ходу. Дело не в том, что Вы читали и смотрели про приключения деревянного человечка, а в том, что общественное сознание формирует и видоизменяет образы героев. И с этим приходится мириться. Если Вы хотите быть посмешищем, скажите, что Ржевский не является героем "Войны и мира".Уже является.

А теперь зададимся сакраментальным вопросом: "Кто с Пушкиным равняться может?" (Ленин, да и то с натяжкой). Какое слово вызывает большее количество ассоциаций (последняя из них - с пушкой)? Кто из русских писателей от Державина до Квасова смог не высказаться о нем? Каким разным он предстает перед нами! Это и певец свободы, и символ 37-го (юбилейного) года, это и наше все, и "Кто сделает, Пушкин что ли?". Но удивительная вещь, чем больше было сказано, тем больше простора для новых мнений. Можно привести аналогию со звездой: чем выше ее масса, тем большее количество вещества она может притянуть, становясь со временем черной дырой (солнцем русской поэзии).

Вот и еще один замечательный поэт попал в сферу притяжения этого светила. Обычно принято анализировать, что оказало влияние на творчество автора. Как явствует из первого абзаца - не Пушкин. Читая "Пушкин мой", мы наталкиваемся на фамилии (Терц, Гейченко, Аникушин...), которые, как может показаться, отвечают на этот вопрос. Но не будем спешить. Арбенин рассматривает всех этих людей как некие стереотипы отношения к Александру Сергеевичу. Важно не то, что они писали (ваяли) о Пушкине, как к нему относились, а то, как это было воспринято и отредактировано народным сознанием. Показательна ситуация с анекдотами Хармса. Даниилом Ивановичем было написано всего семь, остальные появились уже в семидесятые годы. Но, как это ни покажется странным, поздние произведения воспринимаются более хармсовскими, чем подлинные! Образ поэта, только намеченный Хармсом, развивается, живет, взаимодействует с реальностью. Сформировались десятки Пушкиных, сходства между которыми не более, чем у разных людей.

Но вот что удивительно, в книге Арбенина эти персонажи разных мифов сливаются в одну внутренне не противоречивую фигуру. Берутся только те эпизоды биографии, значимость которых для разных Пушкиных неоспорима, сами эти вехи мифологизированы, стали фразеологизмами (Болдинская осень). Из книги принципиально невозможно узнать ничего нового об Александре Сергеевиче. Но адская смесь шаблонов вдруг показывает поэта сложным, таинственным, необъяснимым.

В то же время оказывается, что "Пушкин всякий, Пушкин разный...", свободно себя чувствующий в любом качестве, становящийся действительно ВСЕМ даже в большей степени, чем мог предположить Григорьев. Аллюзия Пушкин - Бог ("Как атеист я в Пушкина не верю...") кажется не абсурдной, а вполне уместной, объясняющей многое в его образе (так и хочется сказать: нерукотворном). Он, как джинн, как газ, занимающий весь свободный объем, проникает везде, растворяется во всем.

Арбенин примеряет на себя Пушкина. Оказался впору. Это могло бы вызвать раздражение, но эта возможность предоставляется и нам. Оказывается, и нам по плечу, и нам впору. Как некая мечта антропософа: бог внутри нас. В общем, поскреби любого русского, и ты найдешь Пушкина.

Хочется сказать о структуре поэмы. В последовательности фрагментов прослеживается не только хронология, но и достаточно яркая эволюция стиха. Если в начале автор стремится донести до читателя зачастую парадоксальную мысль, то по ходу поэмы стих выходит на первый план и уже сам диктует творимую реальность.

И.Д.Квасов

Копирайт и прочая информация

Послесловие Ивана Квасова
Дизайн Дарьи Дубровой
Арбенин К.Ю. Пушкин Мой. Поэма во фрагментах. - СПб.: "Зимовье Зверей", 1998, 48 с.
ISBN 5-7559-0019-1

Константин Арбенин известен в основном как автор и исполнитель песен группы "Зимовье Зверей". Поэма "Пушкин Мой" впервые представляет нам литературную сторону его творчества. Особый шарм книге придают иллюстрации художника Игоря Голубенцева.

Все права защищены. Ни одна из частей настоящего издания и все издание в целом не могут быть воспроизведены электронным, механическим, рукописным и другими способами - без предварительного согласования с издателем.

© К.Арбенин, текст, 1998
© И.Голубенцев, иллюстрации, 1998
© Д.Дуброва, оригинал-макет, 1998
© И.Квасов, послесловие, 1998
Наверх
Rambler's Top100