[Библиотека]

Концерт “Зимовья зверей”

Отзыв на концерт группы в Домжуре в январе 2001 года

Про эту группу я была давно наслышана, так что шла с лучшими ожиданиями. Красивое название — прям почти “ежик в тумане” настраивает на что-то доброе. Мол, сидят, тесно прижавшись, в тёплой берлоге зверюшки и о жизни глубоко задумываются.

Первое, что я увидела на камерной сцене Домжура, никак не тянуло на задумчивость — неловко мечущийся по сцене с микрофоном в руках солист Константин Арбенин. Захотелось попросить его немного постоять неподвижно. Гитарист и флейтист, скромно стоящие по сторонкам, были приятнее глазу.

Для бард-рокового стиля, в котором, как сразу стало ясно, работает группа, характерна задушевная интонация, и микрофон в руках выглядел неуместной претензией то ли на стадионный рок, то ли на эстраду. Стойка для микрофона напрасно пылилась в сторонке, а зря - ведь она могла бы сыграть роль хребта и удержать солиста от неуместных шатаний. Мудрое движение на сцене требует либо хотя бы минимальной актёрской школы, либо хорошей природной органики.

Метаться по сцене конечно можно, но тогда надо это делать с умом. При произнесении основного текста (а упор в группе явно на слово) надо давать возможность зрителю сосредоточиться, кульминация же на этом фоне по контрасту прозвучит десятикратно сильнее — тут и метнуться не грех.

Ещё один момент — есть неписаный закон сцены, по которому основной центр неподвижного внимания зрителя полагается удерживать в районе золотого сечения её глубины. Выход на авансцену визуально давит на зрителя и используется, например, когда главному герою нужно произнести финальный монолог, резюме всего представления. Уход вглубь, соответственно, заставляет зрителя вслушиваться и всматриваться. Тогда это работает. Константин, увы, этого ни теоретически не знал, ни интуитивно не прочувствовал, поэтому всё время находился на авансцене, чем утомлял внимание.

Прибавить сюда несформулированность сценического образа, неинтересные костюмы по принципу “вышли в чём были”, грязное интонирование (по-простому — фальшивое пение), и складывается картинка под названием “не садись не в свои сани”. Притом, силы и талант у ребят имеются, особенно в области текстов. Есть и актёрский запал.

“Зимовье зверей” вырывается за рамки бардовской песни, но не дотягивает до чего-то большего. Мелодии их для меня не очень интересны, так как находятся в русле много раз слышанных бард-роково-романсово-дворовых штампов. Это не грех, и обозначает лишь то, что брать тут надо чем-то другим.

У меня в голове возникло два варианта: первый — развиваться в сторону театрализации представления — по типу “Последнего шанса” или “Праха шакала”. Мне, например, представились участники группы в костюмах арлекина (Арбенин), Пьеро (флейтист), ну и так далее. В кого обрядить гитариста и аранжировщика Александра Петерсона — пока не придумывается.

Раскрашенные в виде характерных масок лица напоминали бы ещё и о Вертинском, которому, пожалуй, лучше всех удалось соединить бардовское начало с актёрским. Этот путь требует кропотливой работы над костюмом, гримом, движением, сценографией, зато и даёт простор фантазии, возможность использовать интересный реквизит, хлопушки, конфетти, воздушные шары, кукол. Эта мысль пришла мне в голову не напрасно — похоже, ребятам действительно хочется перевоплощаться, веселить народ и упаковывать серьёзное содержание в разноцветные фантики.

Другой вариант экстенсивный — можно продолжать так же ординарно одеваться и вести себя. Тогда выступление группы более достойно будет выглядеть, если солист будет сидеть — или стоять — у стойки с микрофоном. И одно общее пожелание — пора очень серьёзно поработать над интонацией пения. Даже на альбоме “избранное” фальшь лезет в уши и лишает прослушивание удовольствия.

Зал был полон, что не может не радовать — значит, ребята уже наработали свою преданную аудиторию.

Многие песни с первых нот встречались аплодисментами, некоторые ключевые слова припевов распевались хором. Поразило количество продающихся альбомов — не знаю точно, но штук двенадцать как минимум. Всё это обозначает одно — “Зимовью зверей” пора кончать с дремучим непрофессионализмом и всерьёз заняться огранкой своего детища.

О. Арефьева
январь 2001 г.

Наверх
Rambler's Top100